1830 – 1897 гг.
Саврасов – крупнейший русский пейзажист. Он вывел пейзажную живопись из разряда второстепенного на должную художественную высоту.
На 1-й Передвижной выставке его картина «Грачи прилетели» была замечена сразу. «Саврасов создал русский пейзаж, и эта его заслуга никогда не будет забыла в области русского художества», -сказал о художнике Левитан.
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в семье московского купца. Любовь к живописи проявилась в нем рано – в двенадцать лет он легко копировал гуашью романтические пейзажи известных художников. В 1848 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он быстро стал лучшим учеником пейзажного класса, которым руководил К.И.Рабус. Хорошая профессиональная подготовка сочеталась в его классе с серьезным отношением к своим занятиям вообще. В 1850 году Саврасов закончил училище и получил звание художника. А в 1854 году он представил в Совет Академии художеств два пейзажа, написанных в окрестностях Ораниенбаума, за что был удостоен звания академика. Саврасов получает известность и уважение собратьев по цеху. И удачно женится.
«Вид на окрестности Ораниенбаума» стал поворотным в творческой судьбе художника. Мы видим детально выписанный передний план, мшистую поверхность валунов и корни спиленного дерева, стебли трав. На заднем плане Саврасов пишет деревья, вдалеке синее море. В его сторону обращена одинокая женская фигура. Все в картине строго и точно, все свидетельствует о спокойной ясности.
Саврасов все чаще делает попытки ввести в пейзаж элементы жанра, жанровые детали, но при этом стремится и не разрушить пейзажа. Примером служит работа «Пейзаж с рекой и рыбаками».
Саврасов пишет и панорамные работы – «Печорский монастырь под Нижним Новгородом», «Разлив Волги под Ярославлем», «Оттепель. Город Кимры на Волге».
Но настоящую славу ему принесла скромная картина «Грачи прилетели». Она не являлась непосредственным видом с натуры. Она писалась художником в мастерской в течение довольно длительного времени. Саврасов изобразил в совеем полотне в сущности довольно прозаический вид: задворки села, затерявшегося среди русских просторов, старую церквушку, высящуюся над домами, корявые березы, усеянные грачиными гнездами, посеревший тающий снег. Скромный, задушевный, чуть грустный пейзаж, в котором соединилась грусть от бескрайности и тепло обжитой земли. Поэзия обыденной жизни. Вообще в картине удивительно подробно описаны все приметы пробуждения от зимы, какая-то бесконечная радость от ощущения первого теплого ветра, какой-то тихий восторг от запаха тающего снега. Да и прилетевшие грачи с их заботами – словно проекция на человека, готовящегося к новым работам на земле. Картину тут же, с выставки, приобрел Третьяков для своей галереи. Она была сразу высоко оценена многими художниками.
Через два года Саврасов пишет еще одну, ставшую знаменитой картину – «Проселок». Только размытая дождем дорога, старые ветлы у обочины да поле спелых хлебов станут главными изображениями на картине. Великолепна цветовая насыщенность холста, богат живописный тон. Саврасов вновь использует старый прием –сообщает большую протяженность первому плану с помощью уходящей вдаль дороги. Переход от земли к небу совершается прекрасно-просто – с помощью полоски золота спелого поля. Художник продолжает писать скромные пейзажи – «Дворик. Зима», «Весна. Этюд», «Аллея».
В 1870-е годы Саврасов много преподает в родном Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он ведет пейзажный класс. Из его мастерской вышли такие художники как И.Левитан и К.Коровин, которые высоко почитали своего учителя. К сожалению он пристрастился к вину. В эти же годы в творчестве Саврасова начинает наблюдаться некоторый кризис и спад. И это было его главным несчастьем. От него вынуждена была уйти жена с дочерьми, а в 1882 году за этот же порок он был уволен из училища. Он проживет еще многие годы, но судьба его будет трагична и беспросветна.
И тем, не менее, значение Саврасова в истории русской живописи велико. Никто до Саврасова не чувствовал и не передавал задушевную красоту скромной русской природы. Он сделал скромность нашим богатством.
Грачи прилетели
Зима
Зимний пейзаж