1842-191-0 г.г.
Архип Иванович Куинджи родился в Крыму в Мариуполе, в семье бедного сапожника, грека по национальности. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» - сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети.
Любовь к рисованию появилась у Архипа еще в детстве: он рисовал везде, где приходилось – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.
В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника, и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств.
Куинджи подружился с Репиным, В.Васнецовым, Крамским. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни.
Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Художник увлеченно пишет красоту северной природы.
Весной 1874 года Куинджи поехал на родину в Мариуполь, чтобы жениться на девушке, которая его давно ждала – купеческой дочери Вере Кетчерджи. Теперь он уже достаточно зарабатывал, чтобы создать жене обеспеченную жизнь в столице.
С середины семидесятых годов художник от социальной темы переходит к пейзажу. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север», и особенно знаменитая «Березовая роща». Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.
Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину подсвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. О ее цене осведомился морской офицер. Куинджи назвал невероятную по тем временам цену в пять тысяч и услышал утвердительный ответ. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.
С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие.
Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики.
Художник много путешествовал. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». «Пятна лунного света» и другие.
Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Березовая роща
Лунная ночь на Днепре
Море. Крым.