1753(4?)- 1824 г.г.
С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга. Благодаря этому художнику городской пейзаж сформировался как самостоятельный жанр.
Отец Алексеева служил сторожем в Академии Наук, которая в середине 18 века также являлась и ведущим художественным центром. Отсюда – желание Якова Алексеева отдать сына в недавно основанную Академию художеств.
Федор Алексеев был принят в Академию художеств в 1766 году и пробыл в ее стенах до1773 года. Сначала он обучался «живописи плодов и цветов», то есть натюрморту, затем юношу переводят в пейзажный класс. В академии Алексеев выказывал большие успехи, его работы долго сохранялись как образцовые. «Программа» - итоговая работа Алексеева до нас не дошла. Однако можно заключить, что он успешно с ней справился, так как был награжден малой золотой медалью со шпагой и пенсионерской поездкой в Италию.
В 1773 году Алексеев прибыл в Венецию, где ему предстояло обучаться театрально-декорационной живописи. Художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Но вскоре он бросил всех учителей и самостоятельно обратился к распространенному в Венеции городскому пейзажу. При этом в течение двух лет Алексеев ни слова ни написал в петербургскую Академию художеств о своей работе, и там его считали самым неудавшимся из всех пенсионеров.
Между тем срок пенсионерства истекал, и требовалось срочно отчитаться о своих занятиях. И художник выполнил превосходную копию с картины Каналетто «Архитектурная фантазия. В августе 1777 года художник вернулся в Россию и получил работу в Дирекции императорских театров, в мастерской П. Градиции. С 1787 года, выполняя заказы Екатерины 2, художник начал заниматься копированием произведений Каналетто, Блотто, Роббера, что способствовало совершенствованию его мастерства. И когда в 1794 году Алексеев написал свой первый городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» - это была работа зрелого художника.
Алексеев действительно выступает здесь новатором, изобразив не документально снятый вид местности, как это было принято до него, а художественно преображенную картину реальности – «архитектуру в пейзаже». Привычка писать воду, копируя венецианскиеведуты, несомненно, повлияли на выбор мотива. Основное внимание в картине отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками.
В том же 1794 году художник написал «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца». За эту картину петербургская Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина 2.
Путешествие длилось 2 года, из него художник привез множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом: «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие. Лучшим получился «Вид города Бахчисарая».
В картинах южного цикла есть общие черты, позволяющие судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Архитектура передана не издали, как это было в ранних картинах, а изнутри, как бы «входя» на улицы и площади городов. Композиция организована четко и логически ясно. Линейная перспектива возобладала над световоздушной. И еще одна характерная особенность южных картин состоит в появлении стаффажа. Фигурки изображены очень живо, образуя занимательные жанровые сценки. Выполняют они и функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев и т.д.
Начиная с этих работ стаффаж стал обязательным во всех картинах Алексеева. Изображенные художником городские виды заселяются. Это уже не миражи, легко парящие на горизонте между небом и землей. Перед нами прочные строения из камня, населенные многими людьми.
В 1800 году появились еще две значительные работы: акварель «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и созданная на ее основе живописная композиция. В тот же год его отправляют в Москву «для снятия видов», где он провел полтора года и привез «полную портфель акварелей, собственноручных и выполненных учениками». Московская сюита включает виды улиц, площадей, монастырей, но более всего в ней изображений Кремля: «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», «Вид Московского Кремля». Воспитанный на пейзажах приморских городов, в Москве художник оказался в непривычной для себя среде: его обступили приземистые, скученные строения, давила замкнутость, отсутствие перспективы. В изображении московской архитектуры («Соборная площадь в Кремле с Гранатовой палатой» 1800г, «Красная площадь в Москве» 1801г, «Парад в Московском Кремле.Соборная площадь» 1810, «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы» 1811 и др.) художник допустил масштабные просчеты и искажения. И все же, несмотря на недостатки, изображения Москвы принесли художнику настоящее признание. Его картины ценятся очень высоко. В числе покупателей – княгиня Голицына, граф Орлов, члены императорской семьи и сам Александр 1.
В 1810 годы Алексеев возвращается к изображению Петербурга. Начинается так называемый второй петербургский период в его творчестве. В это время художник создает свои самые известные картины: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную со стороны Васильевского острова». Они с полным правом могут служить изобразительной параллелью поэтическому гимну Петербурга.
Последние годы жизни Алексеева были омрачены тяжелыми недугами – «Расслаблением от старости и параличной болезни». И хотя он работал до самой смерти, мастерство падало, а число заказов стремительно сокращалось. Художник умер в ночь на 11 ноября 1842 года.
Оставив заметный след в русской живописи, своей школы Алексеев, однако же, не создал. Зато его работы оказали заметное влияние на развитие городского пейзажа в графике. В 1820-1230-х годах появилось много таких пейзажей, выполненных в технике литографии.
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста
Красная площадь в Москве
Соборная площадь в Московском Кремле