(1860 - 1900 гг.)
Его называли певцом русской природы. Русский пейзаж очень хорош у Левитана. Его дали как-то особенно зовущие. Его тишина – особенно печальна. Его просторы говорят о первозданности природы. В его полотнах много какого-то личностного одиночества наедине с природой и Россией.
Будущий художник родился в деревне Кибарты Ковенской губернии на западной границе Российской империи, в семье бедного станционного смотрителя. Он жил среди тех, кто занимался ростовщичеством и торговлей. Он жил в еврейской среде. Его дед был раввином.
Маленький Исаак не любил суеты. Он часто бродил по окраинам, любовался закатом и ждал появления первой звезды. Он был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с природой. Дома сидеть не любил, а в семье его считали не вполне нормальным ребенком. Он мечтал о красивом и огромном мире. Он рос лириков вопреки своему окружению. Семья между тем страшно бедствовала. И тогда отец решился на риск – уехать в Москву. В Москве остановились на Солянке, в огромном доме. Комната была тесной и темной, чадила керосиновая лампа. В Москве было холодно и тоскливо. Вспоминались Кибарты с из просторными далями. Исаак пошел в школу. Он постепенно привыкал к большому городу, стал замечать, что Москва красива.
В 13 лет он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему удавались «художественные занятия», где его успехи всегда отмечались. Но в это время умирает его мать, а вскоре умирает и заболевший тифом отец. В 17 лет он остается абсолютно нищим. Его исключают из училища за неуплату за обучение. И все же друзья-студенты находят для него нужную сумму, и Левитан продолжает образование. Училище освобождает юношу от платы за обучение. Он и ночевал, скрываясь от сторожа, здесь же, на верхнем этаже. Дома или своего угла у него не было. Через некоторое время А.К.Саврасов взял Левитана в сою мастерскую.
Счастью его не было предела. Левитан отныне – преданный ученик Саврасова. Первая выставка, в которой участвовал Левитан, состоялась в 1877 году. Высокую оценку критики получили его работы «Осень» и «Заросший дворик». Начало было блестящим. Его путь тоже вполне определился – он станет писать «портрет русской природы». В 1879 году он живет в подмосковной Салтыковке, ежедневно ездит в Москву на «чугунке» и упорно работает.
И его усердие было вознаграждено. Третьяков заметил молодого пейзажиста. Приобрел его картину «Осенний день. Сокольники» за 100 рублей. Художнику 19 лет и он должен зарабатывать себе на жизнь. Поэтому он ежедневно писал картины для скупщика, малевал базарные пейзажи. И снова везение – знакомство с Саввой мамонтовым, который пригласил Левитана писать декорации совместно с В.Васнецовым к опере «Русалка» Даргомыжского. Премьера оперы прошла блестяще. За работу Левитан получил сумму достаточную для поездки в Крым. Он писал суровый Крым, и его 50 крымских этюдов составили ему успех в Москве. Он прославился как пейзажист. Несчастная любовь к молодой художнице Софье Кувшинниковой заставляет Левитана бежать от светской жизни и поселиться на Волге.
1880-е годы считаются самым лучшим и плодотворным периодом в творчестве художника. Он пишет «Вечер на Волге». Он пишет простор, волю и свободу, что соответствовало богатырскому размаху реки. Левитан «открыл», как все считают, этот заштатный волжский городок – Плес. Левитан пишет румяный вечер, реку, объятую закатом. Он пишет таинственную мирную старину. Пишет «Березовую рощу», и «После дождя. Плес», «Заросший пруд». Картина «Вечер. Золотой Плес» была изумительна. Тут все со всем переплетено – в неком золотом мареве купаются вода и небо. По берегу Волги стелется вечерний туман. Радость дня и грусть вечера словно переплетаются друг с другом. Эта красота молчалива и чиста.
Он уедет в Москву и вновь вместе с Кувшинниковой возвратится на Волгу. Ему теперь пишется легко и хорошо. Теперь это Юрьевец. Древний город старых легенд. Там он наткнулся на старый монастырь. Родилась картина «Тихая обитель» - многоголовая церковь утопает в зелени в закатных лучах. И все тут жизнерадостно.
Живописец Поленов рекомендовал его передвижникам – Левитан поехал в Петербург на торжественный обед Товарищества, где и был принят в его ряды. Он теперь постоянно участвует в ежегодных выставках передвижников.
На следующее лето Левитан вместе с Кувшинниковой поселяется на даче в Тверской губернии, в затишье. Там недалеко была запруда, окутанная легендой об утопленной дочери мельника. Все лето художник работает над картиной «У омута». А в 1892 году он живет в деревне Городок близ Болдина Нижегородской железной дороги. Там рождается картина «Владимирка» - картина о дороге печали, о дороге каторжников.
В марте 1894 года Левитан едет за границу – Вена, Ницца, Париж…Там он остро понимает, что «нет лучшей страны, чем Россия!» Вернется он домой осенью и будет много писать. Его полотна получаются светлыми – «Март», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень».
Вершинной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода». В полой воде, затопившей деревья, избы, тихо покачивается пустая лодка, тянутся вверх, в немыслимую высь, ветки еще голых деревьев.
Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков. Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона», на следующий год академиком живописи, приглашают руководить пейзажным классом в училище, которое когда-то сам закончил.
Левитан много работает, но его недуг (тяжелое заболевание сердца) становится все сильнее. В конце июля 1900 года сердце Левитана остановилось. На похороны из-за границы приехал Серов, а Нестеров в далеком Париже выстоял траурный пост у его работ на Международной выставке в Париже.
Март
Весна. Большая вода.
Березовая роща