(1844-1927 г.г.)
Василий Поленов происходил из интеллигентной дворянской семьи. Отец был чиновником, историком – археологом. Мать занималась живописью как любительница. Василий унаследовал таланты и отца и матери – научный и художественный. С двенадцати лет он начал заниматься с учителем рисования, художником П.А.Черкасовым. Осенью 1863 года Поленов был принят вольнослушателем в Академию художеств. Он окончил Академию одновременно с Репиным и тоже с золотой медалью, был послан в пенсионерскую командировку за границу. Поленов побывал в Германии, Италии, Франции. Молодой художник видел себя продолжателем А.Иванова, картина которого «Явление Христа народу» его просто потрясла. Вернувшись на родину, Поленов поселился в Москве. Художник очень полюбил полугородские, полудеревенские пейзажи, открывшиеся ему в древнем городе. Из-под кисти Поленова вышли такие шедевры, как «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878), «Заросший пруд» (1879).
«Московский дворик» - это первая картина художника. Она экспонировалась на XII Передвижной выставке. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы. Утро.
Ясный, солнечный день. По небу скользят легкие облака, солнце согревает своим теплом все вокруг. Дворик оживает: идет к колодцу женщина, возятся в траве ребятишки, ждет хозяина впряженная телегу лошадь. А на втором плане сверкают купола белокаменных церквей, устремлены вверх колокольни. И все покрывает благодать голубого бездонного неба. Безмятежность, ясность и тишина разлиты в пейзаже. Такого пейзажа еще не было. В картине действительно есть что-то глубоко московское, сильно русское.
В этом же году появился «Бабушкин сад».Тут много красоты и поэтичности. Изобразив старый барский особняк и его старую владелицу, в сопровождении прелестной девушки в розовом, Поленов заостряет внимание на том, что юность и красота шествуют рядом с почтенной старостью. В обеих этих картинах есть все же общее – чувство жизни, тихой и естественной, в гармонии с собой и с природой. Обе картины связаны с биографией художника. В 1878 году Поленов поселился во флигеле усадьбы, которая находилась на окраине Москвы – в Хамовниках. Именно в этой усадьбе и был написан изумительный образ природы – «Заросший пруд». Ушла в прошлое жизнь прежних владельцев дома и парка. Зарос и опустел парк, все больше затягивается травой пруд. Тенистые деревья контрастируют с залитым солнцем берегом пруда. От этого парк кажется еще более величественным и таинственным. Эта картина, выполненная с блестящим мастерством, почти полностью построена на градациях одного цвета – зеленого.
В 1880-е годы художник начинает заниматься эпическим пейзажем: «Зима. Имоченцы», «Деревня Тургенево», «Деревенский пейзаж с мостиком», «Старая деревня». Самый эмоционально насыщенный пейзаж Поленова «Осень в Абрамцеве». Здесь царят только покой и тишина. Только пламенеет осень, одевая в золото и багрянец леса. Только звучат ее краски – богатые и роскошные краски осени.
В 1882-1894 годы Поленов ведет пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Левитан, Коровин, Головин – это его ученики. Мастерская Поленова пользовалась огромной популярностью. Он учил не только живописной системе, но читал своим студентам специальный курс перспективы.
В 1890-е годы творческие впечатления Поленова неразрывны с его жизнью на берегу Оки. Поленов пишет большие полотна: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень».
Возможно под влияние А.Иванова, Поленовым были написаны и такие работы как «Христос и грешница», цикл «Из жизни Христа».
В 1915 году на средства Поленова в Москве был построен Дом театрального просвещения.
Поселившись в старости в имении «Борок» под Тарусой, он занимался просветительской деятельностью – построил две школы в ближайших деревнях, ставил спектакли для местных жителей. Здесь, в деревне Бехово, названной теперь его именем Поленов и умер. Дом его стал музеем. И стоит он на берегу реки, смотря на неброские, но прелестные среднерусские просторы.
Московский дворик
Старая мельница
Заросший пруд